Список сообщений
Форумы >> Общие темы >> Перспективы развития легкобронированных боевых машин
Записи с 1 по 1 из 1
Сообщение |
|
Сергей 14:52 31.08.2010 |
Сегодня практически во всех армиях мира основную долю бронетанкового вооружения и техники составляют легкобронированные боевые машины (ЛБМ), которые предназначены для транспортировки механизированных (пехотных) подразделений и их огневой поддержки в бою, в частности: бронетранспортеры (БТР), боевые машины пехоты и десанта (БМП и БМД). Это связано с изменением форм и методов ведения современных войн и локальных конфликтов. Стремительное развитие асимметричных ответов в вооруженном противоборстве (террористические атаки, повстанческие действия, стремление втянуть противника в противоборство "на истощение" на так называемые "закрытые территории" - в населенные пункты, джунгли, горы и т.п.) означает постоянное привлечение военных подразделений к патрулированию, сопровождения конвоев, несение службы на блок-постах, автономные действия. При этом основной задачей становится сохранение личного состава в условиях применения противотанковых средств ближнего боя, другого легкого оружия, при внезапных нападениях из засад, огня противника с фланга или тыла, широком применении минно-взрывных заграждений и т.д. В мире насчитывается более 60 тыс. колесных ЛБМ и более 80 тыс. гусеничных. Наибольшая часть парка колесной легкобронированной техники была принята на вооружение в 1970-75 годах (БТР-60, 70, 80 (СССР); EE-11 Urutu (Бразилия); V-150 Commando (США); Pirana (Швейцария)). Среди гусеничных ЛБМ основное количество машин было принято на вооружение в 1960-71 годах - это гусеничные БТР (M113 (США); Type-85 (Япония); FV-432 (Великобритания), а также БМП первого поколения (БМП-1 (СССР); Marder-1 (ФРГ); VCC-1 (Италия)). Кроме того, среди гусеничных ЛБМ довольно большой процент машин принят на вооружение в 1981-1987 годах - это в основном глубокие модернизации БМП первого поколения - БМП-2 и БМП второго поколения (БМП-3 (СССР); М2 Bredly (США); MCV -80 Warrior (Великобритания)). Такое распределение ЛБМ свидетельствует о том, что на сегодня вооружение иностранных армий гусеничные ЛБМ достаточной степени удовлетворяет требованиям современного боя: эффективная защита (при этом масса машин возрастает до 25 т), гидромеханические трансмиссии, современные средства навигации и связи. Опыт боевого применения группировок сухопутных войск в локальных конфликтах последнего десятилетия подтвердил крайнюю необходимость иметь легкобронированные машины с повышенным уровнем основных боевых характеристик. Так, опыт афганской, иракской и чеченской кампаний заставил военное командование многих стран значительно скорректировать свои взгляды на роль и место легкой бронетехники в войнах нового поколения. Например, в Ираке БМП "Брэдли", "Страйкер" и бронированный "Хаммер" гораздо заметнее, чем танки, которые в основном расположены на операционных базах. Намного меньше интенсивность конфликта на Балканах, прежде всего в Косово, но и там легкая бронетанковая техника является одним из основных элементов защиты личного состава в ходе выполнения боевых задач. Одновременно характер современных боевых действий показывает, что БТР перестает быть средством доставки пехоты. Все чаще на него возлагаются функции БМП по поражению бронированных целей и живой силы противника. Это обусловлено тенденцией снижения вероятности крупномасштабных боевых действий и увеличения угрозы локальных войн и вооруженных конфликтов, в свою очередь только повышает роль применения БТР с учетом их высокой оперативной и тактической подвижности, значительным ресурсом работы и надежности, а также возможностью боевого применения БТР в разных географических условиях.
Современное состояние
Большое количество различных марок ЛБМ, содержащихся на вооружении Вооруженных Сил Украины, усложняет их эксплуатацию, поставку, восстановление как в войсках, так и на заводах капитального ремонта. В современной финансово-экономической ситуации становится очевидным, что такое положение является непозволительной роскошью. Абсолютно необоснованно иметь на вооружении вооруженных сил полностью не унифицированные ЛБМ, функции которых (за исключением авиадесантирования при ведении боевых действий в наземных операциях) идентичны. Принятие решения по модернизации БМП и БТР осложняется тем, что возможности по усовершенствованию указанных машин существенно ограничены. Увеличение боевой массы машины, которая связана с модернизацией, приводит к потере такой боевой характеристики, как плавучесть, которая присуща всем БМП и БТР разработки бывшего СССР и является приоритетной качеством наших машин по сравнению с зарубежными аналогами. В связи с этим модернизация ЛБМ в основном в последние годы была направлена на совершенствование комплексов управления вооружением, приборов и систем управления, связи, установку более мощных силовых установок, в том числе иностранного производства, и т.п. Одновременно с этим, парк колесных ЛБМ подвергается стремительному моральному старению, что, в свою очередь, ведет к расширению рынка на поставку колесных ЛБМ нового поколения и повышение спроса на модернизацию устаревших образцов. В середине 90-х начался процесс создания колесных ЛБМ нового поколения, которые должны в полной мере соответствовать современным требованиям по подвижности, защите, вооружению и эргономики, предъявляемым к машинам такого класса. Также, одним из важнейших требований является возможность создания специальных и вспомогательных машин на базе новейших ЛБМ, разрабатываемых без существенной переработки конструкции. То есть предполагается создание комплекса (семейства) ЛБМ. На сегодня, в свете такой концепции, созданны колесные ЛБМ (БТР-90 (Россия); Pandur II (Австрия); GTK/VBM (ФРГ - Франция); Pirana III и Pirana IV (Швейцария); AMV XC-360 Rosomak (Финляндия). Вышеупомянутые колесные бронетранспортеры имеют массу более 20 т и оснащены гидромеханическими трансмиссиями и шинами, обеспечивающими им максимальную скорость движения до 110 км/ч, а также современными средствами связи и навигации. Они вооружены автоматическими пушками с современными системами наведения и прицеливания. На сегодня четко прослеживается тенденция увеличения калибров автоматических пушек до 40 ... 60 мм. Эти же машины являются базой для создания машин огневой поддержки, вооруженных артиллерийскими системами калибра 90, 105, 120 мм. Современные колесные ЛБМ приспособлены для навешивания дополнительного броневой защиты, кроме того конструкция этих машин предусматривает создание ряда ЛБМ без существенных доработок конструкции базовой машины. Развитие ЛБМ в Украине
Ситуация в Украине в полной мере отражает общие мировые тенденции по созданию парка ЛБМ, особенно это касается колесных машин. Казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. А.А. Морозова”, определенное Министерством промышленной политики Украины единственным исполнителем работ по разработке бронетанкового вооружения и техники, по результатам проведенного анализа направлений развития легкобронированных боевых машин с 2006 года начало разработку двух колесных легкобронированных машин с колесной формулой 4х4 (" Дозор-Б ") и 8х8 (БТР-4 "Ладья"), которые должны стать базовыми машинами для целого ряда (семейства) боевых машин.
БТР-4 "Ладья"
Бронетранспортер БТР-4 "Ладья" (и его модификации) предназначен для замены в перспективе машин типа БТР-60, 70, 80 и другой специальной техники, созданной на их базе, а в варианте с повышенной защитой - для замены БМП-1, 2 и машин на их базе. Бронетранспортер БТР-4 имеет компоновку с передним расположением отделения управления, средним расположением моторно-трансмиссионного отделения и кормовым расположением боевого и десантного отделения, отделение управления. Размещение десантного отделения в кормовой части и наличие кормовых дверей обеспечивают удобную и безопасную посадку и высадку десанта. На новейшем бронетранспортере БТР-4 предусматривается установка: одноместного или двухместного унифицированного боевых модулей с дистанционным управлением, оснащенные комплексом вооружения и состоящие из: 30 мм автоматической пушки; 7,62 мм спаренного пулемета; автоматического противотанкового ракетного комплекса и автоматического гранатомета или комплекса из двух автоматических пушек меньшего калибра. Кроме того, на БТР-4 предусматривается установка дизельного двигателя с мощностью 400 - 450 л.с. (отечественного типа 3ТД или иностранного производства IVECO и Deutz) с автоматической гидромеханической коробкой передач, которые позволяют бронетранспортеру развивать максимальную скорость движения по шоссе до 110 км/ч. Корпус обеспечивает защиту экипажа и десанта от бронебойных пуль. Трансмиссия и ходовая часть БТР-4 имеют запас по нагрузке, позволяющий увеличить массу бронетранспортера до 25т без ухудшения характеристик подвижности. Этот запас необходим для установки дополнительной навесной брони с целью обеспечения защиты лобовой проекции от бронебойных снарядов мелкокалиберных автоматических пушек, что по сути является колесной БМП. На базе бронетранспортера БТР-4 в дальнейшем может быть создан ряд (семейство) машин:
В 2009 году на Казенном предприятии "Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. О.О. Морозова” уже начато проведение предварительных испытаний опытного образца БТР-4. В случае получения положительных результатов предварительных и государственных испытаний, а также в случае финансирования работ по налаживанию их производства в Украине, уже на конец 2012 года Вооруженные Силы Украины могут получить на вооружение первую партию этих бронетранспортеров. Бронетранспортер "Дозор-Б"
Бронетранспортер "Дозор-Б" и машины на его базе предусматриваются для вооружения и оснащения специальных подразделений сил быстрого реагирования, сил специальных операций и миротворческих подразделений, для замены в перспективе машин типа БРДМ-2 и специальных машин на их базе. Бронетранспортер "Дозор-Б" имеет компоновку с передним расположением моторного отсека, средним расположением отделения управления и кормовым расположением десантного отделения. Размещение десантного отделения в кормовой части и наличие кормовых дверей обеспечивают удобную и безопасную посадку и высадку десанта. Вооружение бронетранспортера составляет зенитный пулемет НСВТ-12, 7 или КТ-12, 7 закрытого типа с дистанционным управлением. В качестве силовой установки бронетранспортера предусматривается установка дизельного двигателя стандарта EURO-2 или EURO-3 с автоматической гидромеханической коробкой передач. Сочетание независимой подвески и скоростных шин позволяет бронетранспортеру "Дозор-Б" развивать скорость движения по шоссе до 120 км / ч. Корпус бронетранспортера обеспечивает защиту от бронебойных пуль стрелкового калибра. На базе легкого бронетранспортера в дальнейшем могут быть созданы:
В 2010 году на Казенном предприятии "Харьковское конструкторское бюро машиностроения им. О.О. А.А. Морозова” предполагается начать проведение предварительных испытаний опытного образца "Дозор-Б "в рамках программы (тактико-технического задания) по созданию специальной ударной машины для сил специальных операций. На базе ЛБМ БТР-4 "Ладья" и "Дозор-Б" целесообразно разработать ряд (семейство) типовых унифицированных бронированных гусеничных и колесных шасси под установку вооружения и специального оборудования, а также машин различного назначения для всех видов и родов войск, будет только способствовать существенному повышению эффективности перевооружения Вооруженных Сил Украины. Но создание унифицированных шасси под установку вооружения и военной техники может быть осуществлено только при условии как целенаправленного выделения средств (ассигнований) в рамках Государственной программы развития вооружения и военной техники, так и с привлечением всех заинтересованных управлений и ведомств Министерства обороны, Министерства промышленной политики Украины и Генерального штаба Вооруженных Сил Украины. БМП-1
Не менее значительным направлением для развития и поддержания боеспособности войск Вооруженных Сил Украины является модернизация БМП-1. Она позволит довести ее тактико-технические характеристики до уровня БМП-2. В настоящее время с положительными результатами завершены предварительные испытания модернизированной БМП-1 и продолжается подготовка к проведению государственных испытаний на Государственном предприятии "Житомирский ремонтно-механический завод". В ходе работы предусмотрена установка боевого модуля, вооруженного 30 мм автоматической пушкой, ПТРК "Конкурс", 30 мм автоматическим гранатометом и 7,62 мм пулеметом. Система управления огнем включает телевизионный прицельный комплекс с лазерным дальномером и стабилизатор вооружения в 2-х плоскостях. Тренажеры ЛБМ
Кроме того, современные условия требуют разработки принципиально новых учебно-тренировочных средств для обучения экипажей боевых машин, построенных на базе достижений современных информационных технологий. Для решения этого вопроса Казенное предприятие "Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова" разработало комплексный тренажер экипажей БМП-2. Использование этих тренажеров позволит внедрить новые, более эффективные методы подготовки членов экипажей БМП, снизить затраты на обучение за счет экономии топлива и боеприпасов, моторесурса боевой техники, а также исключить повреждение боевой техники и несчастные случаи при обучении экипажа. В ближайшей перспективе с принятием на вооружение новейших образцов бронетранспортеров предусматривается разработка комплексных тренажеров экипажей БТР-4 "Ладья" на Казенном предприятии "Харьковское конструкторское бюро машиностроения имени Морозова". Перспективы развития ЛБМ
Среди направлений развития легкого бронетанкового вооружения на среднесрочную и долгосрочную перспективу для оснащения подразделений Вооруженных Сил Украины целесообразно выделить следующие:
Приоритетными направлениями развития ЛБМ являются:
* * * * * *
Дальнейшее успешное развитие легкого бронетанкового вооружения Вооруженных Сил Украины, как и образцов танков, зависит от эффективного сочетания усилий по поддержанию в боеспособном состоянии существующего парка, его модернизации и проведения активных опытно-конструкторских работ по разработке новых образцов. Такой подход позволит как создать условия для дальнейшего развития и сохранения научно-технической и производственной базы, так и поддержать на должном уровне боевой потенциал войск (сил). Кроме того, это позволит не зацикливаться на попытках бесконечного совершенствования и модернизации конструкций бронетехники 60-70-х годов прошлого столетия, а создать модели, адекватные современным реалиям. Потенциал у украинских ученых, конструкторских бюро и промышленности для этого есть.
Галушко С.А., полковник, независимый эксперт, для ЦВППБ Среда, 25 Август 2010 /перевод с украинкого/ |