Список сообщений
Форумы >> Общие темы >> Производство бронетехники на Украине
Записи с 1 по 10 из 23
Сообщение |
|
Сергей 13:12 31.03.2006 |
В журнале "Экспорт вооружений" прочитал такую статью (ниже). Интересно было бы узнать мнение специальстов. ================= Производство бронетехники на Украине: славное прошлое, кризисное настоящее, туманное будущее
Бронетанковая промышленность является одной из немногих отраслей украинского военно-промышленного комплекса, имеющих относительно замкнутый цикл производства. На фоне основного массива оборонной индустрии, который в силу различных причин так и остался обломком советского ВПК, предприятия бронетанковой промышленности Украины могут похвастаться всеми формальными атрибутами целостного конструкторско-технологического цикла: наличием разработчика (казенного предприятия «Харьковское КБ по машиностроению им. А.А. Морозова» - ХКБМ), серийных производителей (харьковского ГП «Завод им. В.А. Малышева» и ОАО «Харьковский тракторный завод им. Серго Орджоникидзе» - ХТР), а также сети бронетанковых ремонтных заводов Министерства обороны Украины. В условиях независимости и безвыходного положения к имеющимся производствам добавились и новые: выпуск 125-мм танковых пушек - пусковых установок (ОАО «Сумское машиностроительное НПО им. М.В. Фрунзе») и артиллерийских ПТУР «Комбат» для них, а также некоторых других компонентов бронетанкового вооружения и оборудования. Однако существование приличной формы еще не означало наполнение ее значительным содержанием. За 14 лет раздельного существования предприятия отрасли продолжают балансировать между угрозой полного банкротства и реструктуризацией. Главная причина - избыток производственных мощностей: теоретически потенциала бронетанковых предприятий Украины хватило бы на три страны со средними по количеству и технической оснащенностью вооруженными силами. Модельный ряд изделий, предназначенных в основном для экспортных поставок, также оказался для потенциальных покупателей малопривлекательным. Это одна из основных причин, почему «бронетанковая Украина» осталась «страной одного контракта» - пакистанского. В то же время украинские разработчики и производители, бросив все силы на «танковый прорыв», упустили несколько на первый взгляд невзрачных, но довольно перспективных рыночных ниш.
История и современность Танковое производство на заводе им. В.А. Малышева имеет долгую традицию. Еще в 1931 г. на предприятии (называвшемся тогда Харьковским паровозостроительным заводом им. Коминтерна) был запущен в серию «маневренный» (средний) танк Т-24, ставший вторым в СССР серийным танком отечественной разработки после ленинградского МС-1 (Т-18). Последующее десятилетие завод занимался производством легких быстроходных танков БТ на основе конструкции американского инженера Кристи, а также вел мелкосерийный выпуск тяжелого многобашенного Т-35. В 1940 г. на предприятии был запущен в серию знаменитый средний танк Т-34, затем, предприятием выпускались танки Т-44, Т-54/55 и Т-64. Следует отметить, что таким образом с момента начала выпуска Т-34 Харьков выступал как наиболее передовой центр советского танкостроения, подтвердив свою репутацию разработкой революционного для своего времени Т-64. В 1980-е гг. в связи с началом свертывания производства в Харькове танка Т-64 (окончательно прекращено в 1987 г.) встал вопрос о загрузке завода выпуском более современных машин, при этом собственные харьковские проекты оказались отвергнутыми. В 1983-1985 гг. завод им. В.А. Малышева выпустил партию танков Т-80У ленинградской разработки с газотурбинными двигателями. Ввиду высокой стоимости газотурбинных установок (в 8-10 раз превышавшей соответствующий ценовой показатель для обычных танковых дизелей с турбонаддувом) заказчик выступил за необходимость серийного производства танка с дизельным двигателем, тем более что присутствовала необходимость пристроить куда-нибудь танковые дизели харьковского производства (линейки 5ТДФ/6ТД, использовавшейся на Т-64). Воспользовавшись перечисленными обстоятельствами, ХКБМ и завод убедили руководство Минобороны СССР в необходимости создания дизельного варианта Т-80, на котором использовалось бы стандартное моторно-трансмиссионное отделение опытного танка «объект 476» (рассматривавшегося первоначально как конкурент Т-80 для производства в Харькове вместо Т-64) с двигателем 6ТД. 2 сентября 1985 г. совместным постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС модифицированный танк «объект 478Б» («Береза») был принят на вооружение и запущен в серийное производство под наименованием «Т-80У с двигателем 6ТД», или Т-80УД. Собственно, с этого момента и начинается история Т-84, так как никакого нового типа основного танка под таким названием никогда не существовало «в металле». Машины, заявляемые в рекламных материалах как Т-84, поставляются на экспорт под обозначением именно Т-80УД. Правда, к началу 1990-х гг. ХКБМ действительно разрабатывало проект основного танка нового поколения (потенциального конкурента омского «объекта 640» и нижнетагильского «объекта 195»). Но в связи с изменившейся политической обстановкой, финансовыми трудностями и проблемами, возникшими с межгосударственной производственной кооперацией, работы быстро приняли «общеисследовательский» характер, а затем были заморожены. На протяжении последующих более 10 лет усилия разработчиков и производителей концентрировались на создании новых модификаций Т-80УД, которые, как полагали, будут лучше соответствовать требованиям иностранных заказчиков. Еще одним направлением деятельности ХКБМ и завода им. В.А Малышева в 1990-е гг. стало создание БМП и БТР. В результате появились экзотические тяжелые БМП на базе танков Т-84 и Т-72, бронетранспортеры БТР-94 и БТР-3, а также многочисленные программы модернизации. Однако здесь предприятию сопутствовал еще меньший успех. К числу вероятных причин, в числе прочего, относили и концептуальные просчеты технического характера: с точки зрения многих специалистов, попытки создать современную боевую машину пехоты на базе Т-72 или БТР-70 изначально выглядели довольно сомнительными. В частности, недостатком созданных в Харькове «танковых» БМП считается малая вместимость десантного отделения, практически полное отсутствие обзора из него и трудность покидания машины под огнем. Кроме того, для перевозки пехотного взвода требуется семь БМПТ-84 или БМТ-72, что слишком много. Шасси БТР-60 (для которого даже масса БТР-80 уже была несколько чрезмерной) также вряд ли способно обеспечить удовлетворительную подвижность вне дорог и техническую надежность не только БТР-3, но даже и более легкого БТР-94. Неудивительно, что продвижение на рынок последнего началось со скандала. В 1999 г. по контракту на закупку 50 новых БТР-94К в Иорданию была отправлена первая партия. Но при детальном осмотре головной машины оказалось, что вместо новой техники иорданской армии прислали бывший в употреблении бронетранспортер. Скандал удалось замять, но вместо 50 единиц БТР в Иорданию поступила 51 машина,1 причем недавно иорданцы перепродали их новой иракской армии. В конце 1990-х гг. БТР-94 также продвигали в ОАЭ, но вместо ожидаемой крупной партии в 2001 г. удалось продать всего одну машину для опытной эксплуатации. Всего же за 1993-2004 гг. иностранным заказчикам было поставлено 237 единиц новой бронетехники украинского производства: 175 Т-80УД, 52 БТР-94 /К и 10 БТР-ЗУ. Остальные поставки осуществлялись из арсеналов Вооруженных сил Украины (ВСУ). Еще 44 танка были поставлены самим ВСУ в 1992 г. Тем не менее на волне «пакистанского успеха» украинские предприятия бронетанковой отрасли, находящиеся в ведении Министерства промышленной политики, были объединены в государственный концерн «Бронетехника Украины». Формально он был создан в октябре 2001 г., но фактически к работе так и не приступил, во всяком случае, заводы и КБ по-прежнему ведут свою маркетинговую и техническую политику, почти не оглядываясь друг на друга.
Разработки и предложения Несмотря на ряд провалов, за минувшие 14 лет ХКБМ и ХТЗ удалось сформировать для потенциальных потребителей довольно внушительный ряд конструкторских предложений. Основной танк Т-84. Создан в 1994 г. на основе танка Т-80УД. Главным образом отличается от последнего увеличенной массой (48 т вместо 46 т), удлиненным, примерно на 10%, корпусом, сварной башней, форсированным двигателем (турбодизель воздушного охлаждения 6ТД-2 объектной мощностью 1,2 тыс. л. с. вместо 6ТД-1 мощностью 1 тыс. л.с.), несколько большей скоростью (до 70 км/ч), наличием системы оптико-электронного подавления «Штора-1» и вооружением украинского производства (125-мм танковая пушка - пусковая установка КБА-3, пулеметы КТ-12,7 и КТ-7,62). 175 машин этого типа поставлены в Пакистан (остальные 145 танков по контракту на 320 единиц поставлялись из запасов ВСУ) и четыре - в США (все под обозначением Т-80УД). В 2000 г. харьковское «танковое лобби» все-таки продавило закупку 10 машин Министерством обороны Украины, однако после участия в параде по случаю 10-летия независимости тапки вернули на завод в связи с неплатежеспособностью заказчика. Получилась парадоксальная ситуация: Т-84 принят на вооружение, но в войсках его нет. В 2006 г. ожидается продолжение этой истории: Минобороны опять рассматривает возможность закупки Т-84, однако сейчас его не устраивают условия приобретения. Основной танк Т-84-120 «Оплот» разработан в 2000 г. Представляет собой вариант танка Т-84 со 120-мм пушкой - пусковой установкой КБА-101 стандарта НАТО или 120-мм пушкой Rh.M120/L55 швейцарского производства, основной боекомплект которой размещен в корме башни, и так называемым продольным автоматом заряжания. Предлагался Турции (под обозначением «Ятаган») и Греции. Тяжелая боевая машина пехоты БТМП-84. Разработана в 2001 г. Представляет собой не имеющий аналогов в мире гибрид полноценного основного танка (Т-84) с сохранением его полного вооружения с десантным отделением на пять человек. БТМП-84 предназначена для ведения всех видов боевых действий совместно с танками. Считается, что машина обеспечивает подразделениям мобильность, защищенность и огневую мощь аналогично танковым частям. Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-84. Создана в 1997 г. на базе танка Т-84 и предназначена для эвакуации поврежденных и застрявших бронированных и других машин, их полевого ремонта, выполнения саперных работ и перевозки грузов на поле боя. Программы модернизации танков Т-72: • Т-72АГ/МП. Разрабатывался для стран-экс-плуатантов танка Т-72. Программа модернизации танка до конфигурации Т-72АГ предусматривает использование основных компонентов танка Т-80УД/Т-84. В модификацию Т-72МП добавлена система управления огнем французской фирмы Sagem; • Т-72-120. Экспортный вариант модернизации танка Т-72 с башней и вооружением идентичными Т-84-120 «Оплот» (120-мм пушка стандарта НАТО) и двигателями В-84-6, 6ТД-1 или 6ТД-2 в зависимости от выбора заказчика; • БМТ-72. Тяжелая БМП на базе танка Т-72, разработанная в 2002 г. Между боевым и мо-торно-трансмиссионным отделениями удлиненного корпуса оборудовано десантное отделение на пять пехотинцев. Основной танк Т-64БМ «Булат» (ранее его прототип обозначался как Т-64У). Вариант модернизации танков Т-64А и Т-64Б, заключающийся в установке в полном объеме системы управления огнем (СУО) 1А45, унифицированной с танком Т-80УД. Для повышения подвижности танка использован двигатель 5ТДФМ мощностью 850 л.с. Повышенный уровень защищенности достигнут за счет установки усовершенствованных элементов динамической защиты «Нож» (вместо 4С20 «Контакт») на корпус и башню танка. 30 августа 2005 г. Минобороны Украины переданы первые 17 танков T-64BM. Ранее, в 1999-2000 гг., небольшое количество танков Т-64Б (около 12 машин) было модернизировано по удешевленному варианту Т-64БМ2 с отсутствием в составе СУО прицельного комплекса ПНК-4СУ, не устанавливалась и динамическая защита «Нож». Модернизация танков Т-54/55 и Т-62. Целью программы являлось повышение боевых и технических характеристик ранее выпущенных танков путем установки новой башни со 125-мм пушкой и кормовой боеукладкой калибра 125 мм, встроенной динамической защиты и дизеля 5ТДФМ. После провала БТР-94 основные усилия сконцентрировались на БТР-ЗУ/Е Guardian. Этот бронетранспортер разработан в 2000-2001 гг. международным консорциумом в составе ADCOM Manufacturing (ОАЭ), ХКБМ, казенного предприятия «Научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения» (Украина), Deutz (Германия), Allison (США) и некоторые других фирм. Конструктивно является развитием конструкции БТР-80 с установкой нового ракетно-пушечного модуля и с применением дизеля Deutz BF6M1015 и автоматической трансмиссии Allison MD3066. Партия из 10 БТР-ЗУ была в 2003 г. поставлена Мьянме, кроме того, 90 штук заказано ВМС ОАЭ для подразделений охраны военно-морских баз, но из-за необходимости доработок конструкции в соответствии с требованиями заказчика этот контракт до сих пор фактически не реализован. Разработаны также различные программы модернизации колесных (БТР-60/70) и гусеничных (БТР-50П, МТ-ЛБ) бронетранспортеров, а также бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ-2 до уровня БРДМ-2ЛД (модификация по типу венгерского разведывательного БТР Pszh IV). В качестве примера курьеза, наглядно характеризующего взаимоотношения между украинскими предприятиями бронетанковой промышленности, можно назвать параллельное с ХКБМ предложение от Х'ГЗ ряда вариантов модернизации МТ-ЛБ: БТР для сил быстрого реагирования МТ-ЛБР6/Р7 (вооруженные 30-мм пушкой ЗТМ-1/2), многоцелевой гусеничный вездеход МТ-ЛБВМ и «легкое многоцелевое гусеничное шасси» МТ-ЛБУ. При этом Харьковский тракторный завод самостоятельно ведет проектирование новых моделей МТ-ЛБ. В мае 2004 г. ХКБМ впервые представило легкую транспортно-боевую машину (ЛТБМ) собственной разработки - МКТС (многоцелевое колесное транспортное средство), впоследствии получившую обозначение «Дозор». МКТС создана в двух вариантах: многоцелевой автомобиль повышенной проходимости «Дозор-А» и легкий (массой до 6,3 т) 11-местный БТР «Дозор-Б». Последний предполагается сделать базовым для следующих вариантов: бронетранспортер пехоты, войсковой разведки и сил специальных операций, санитарный БТР, бронеавтомобиль - носитель оружия, командно-штабная бронированная машина и машина радиационно-химико-биологической разведки. Пока сведений о натичии заказов на «Дозор» не поступало. Некоторый интерес к МКТС проявил только президент Экваториальной Гвинеи Тео-доро Нгуема Мбасого. Но даже возможный заказ со стороны государства, численность Вооруженных сил которого составляет менее 1,5 тыс. человек, вряд ли существенно отразится на перспективах сбыта машины, которую часть обозревателей и экспертов называют «Хаммером» по-украински», а часть - «запоздавшим клоном «Кобры». Впрочем, хотя БТР <<Дозор-Б» действительно чрезвычайно похож на турецкий БТР Cobra (а по тактико-техническим характеристикам вообще представляет его почти точную копию), главной проблемой маркетингового будущего украинской ЛТБМ является перенасыщенность мирового рынка таких машин модельными предложениями (более десятка типов, многие из которых имеют близкие характеристики).
Параллельный бронетанкопром: национальные особенности внутренней конкуренции Внутренняя конкуренция - традиционное для украинского ВПК явление, и производство бронетехники исключением не является. Даже на примере параллельных предложений новых версий МТ-ЛБ от ХКБМ и от ХТЗ видно полное отсутствие как государственной, так и ведомственной политики в этой сфере. Причем помимо предприятий, подчиненных гражданскому Министерству промышленной политики, в Украине действует (абсолютно легально, но в своеобразной полутени) еще один военно-промышленный сектор: ремонтно-производственная база Министерства обороны (РПБ МО). «Ведомственный ВПК» Минобороны играет немалую роль и в оборонном экспорте. Именно предприятия МО дают львиную долю тех экспортных доходов, которые значатся как «услуги военно-технического характера». Причем в отдельные годы удельный вес этих «услуг» в общей выручке от военно-технического сотрудничества Киева с иностранными государствами приближается к 90%. Ремонтные заводы также выступают в качестве самостоятельных игроков на рьшках условно новой бронетехники (производимой путем реконфигурации устаревших образцов другого назначения - инженерных и ремонтно-эвакуационных машин на танковом шасси и прочее). На 1 октября 2005 г. в системе РПБ МО насчитывается пять заводов (со статусом казенных и государственных предприятий), занимающихся ремонтом, модернизацией и «вторичным производством» бронетехники военного и полицейского назначения: • Житомирский ремонтно-механический завод (РМЗ). Производит переоборудование гусеничных машин в медицинские БТР, БРЭМ, выпускает патрульные БТР «Барьер» и башни для БМГ1, осуществляет модернизацию БМП-1, БМП-2 и БТР-50, капитальный ремонт и другой ремонт легких танков ПТ-76, всех типов легких БМП советского парка, БТР-50 и БРМ-1; • Киевский РМЗ. Производит переоборудование танков Т-55 в бронированные тягачи БТС-55, модернизацию танков Т-72 и Т-55, ремонт Т-54/55, 7-62, Т-64, Т-72; • Львовский РМЗ. Производит переоборудование танков в инженерные машины, БРЭМ и бронетягачи, модернизацию танков Т-54/55 и Т-72, ремонт Т-54/55, Т-62, Т-72; • Николаевский РМЗ. Производит переоборудование колесных БТР в медицинские машины, модернизацию и ремонт БТР-60/70/80, а также БРДМ-2; • Харьковский РМЗ. Производит переоборудование танков в БРЭМ, модернизацию танков Т-55, Т-64 и Т-80, ремонт Т-64, Т-72 и Т-80. Формально, даже исходя из самых высоких запросов (по одному танкоремонтному заводу на каждое оперативное командование), Сухопутным войскам Украины требуется не более двух таких предприятий. Тем не менее МО Украины явно не спешит сокращать свое «домашнее» военно-промышленное и военно-сервисное хозяйство. Длительное время полагали, что изменения произойдут в случае установления гражданского контроля над Вооруженными силами, однако, как оказалось, владение параллельным экспортно-ориентированным ВПК чрезвычайно выгодно МО при любом руководстве. В итоге единственный в Украине серийный танковый завод, конструкторское бюро (имеющее собственные производственные мощности) и бронетанкоремонтные предприятия РПБ МО ожесточенно соперничают за право предоставления услуг по техническому сопровождению эксплуатации, ремонту и модернизации бронетанковой техники. При этом общего объема заказов не хватает даже для полноценной загрузки одного предприятия. Тем не менее в МО Украины считают, что внутренняя конкуренция является вполне полезным явлением. Так, заместитель министра обороны Вячеслав Кредисов недавно заявил, что не боится конкуренции между «гражданской» и «военной» ветвями отрасли. По его мнению, «когда мы получили предложение - а мы взяли 17 машин в этом году (речь идет о модернизированных Т-64 - прим. автора), - то увидели, что когда потенциальным поставщиком является только один завод, он волей-неволей завышает свои затраты. Когда же мы отдали заказ на другой завод (завод им. В.А. Малышева - прим. автора), занимающийся данным производством, мы обнаружили, что цена существенно снизилась. Более чем на 10%. [...] Поэтому я не вижу проблем. [...] Такой подход - экономия государственных денег». Существует жесткое соперничество и между самими РМЗ, с которым пытаются бороться их корпоративной интеграцией «под крышей» Минобороны. На базе действующих предприятий приказом министра обороны Украины создан концерн «Техвоенсервис» со специализацией по ремонту бронетехники и автомобилей. Безусловно, в 1992-2004 it. поставки танков, боевых и вспомогательных бронированных машин из арсеналов Минобороны составляли большую часть украинского бронеэксиорта. Но эти запасы далеко не бездонны (хотя и очень велики - одних танков около 3,75 тыс. единиц), а главное - все быстрее морально устаревают. Пока для приведения экспортной техники к требованиям заказчика используются в основном РМЗ, но какова их будущность? Можно предположить, что через 3-5 лет военному ведомству все же придется решать вопрос не только загрузки своих предприятий, но и оптимизации их численности. Причем делать это придется в куда более трудных условиях, чем даже сейчас.
Иллюзии и реальность экспортного потенциала Для объективной оценки украинских реалий и перспектив развития бронетанковой отрасли придется вернуться к поворотному моменту -пакистанскому контракту на поставку Т-80УД. Именно он стал упущенным шансом украинских специалистов, а не «серьезной заявкой нового игрока на рынке оружейного экспорта» (как подавалось данное событие в конце 1990-х - начале 2000-х гг.). С реализацией контракта стоимостью 648 млн долл. предприятия бронетанковой отрасли получили стартовый капитал, необходимый для реструктуризации, начала новых разработок (в ограниченном масштабе) и закрепления позиций на рынке. Для расширения успеха ставка делалась в том числе и на Пакистан. Уже в 1999 г., помимо участия в создании новой версии пакистанского танка Al Khalid, начались работы по созданию на базе компонентов Т-80УД, ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗРК «Стрела-10МЗ» зенитного ракетно-артиллерий-ского комплекса «Донец». Система предназначалась для Пакистана и, возможно, Египта. Но по неизвестным причинам «не прижилась» ни в одной из стран - потенциальных заказчиков. Предположительно, дело было в очередной ошибке разработчиков, на сей раз тактико-технической: размещение легкобронированной (15-17 мм) башни ЗСУ-23-4 на защищенном 230-мм противо-снарядиой броней тяжелом корпусе Т-80УД было явно абсурдным решением. Кроме Пакистана, ставка делалась также на страны, планировавшие в ближайшее время закупку новых основных танков. Но занять свою нишу так и не удалось, поскольку стратегия дальнейшего движения была ошибочна изначально: и промышленность, и полномочный госпосредник (компания «Укрспецэкспорт») считали основным объектом спроса Т-80УД. Объявленные в конце 1990-х гг. тендеры на закупку ОБТ в Турции, Греции и Малайзии сулили победу если не во всех конкурсах, то хотя бы в одном. Однако решили не оглядываться на практику более благополучных стран, где экспортные поставки техники составляют 20-40% от внутреннего заказа. Имевшийся зарубежный опыт серии провалов в продвижении на рынок неплохих, но создававшихся как чисто экспортные, образцов вооружений - таких, как бразильский танк ЕЕ-Т1/Т2 Osorio, также был проигнорирован. Это тем более удивительно, что Министерству машиностроения ВПК и конверсии Украины (Минмашпром) был известен и факт неудачи других чисто экспортных проектов основных танков (французских АМХ-32 и AMХ-40, итальянского OF-40). От публичного провала в турецком тендере на закупку около 1150 машин (включая лицензионный выпуск) украинский Т-84-120 «Ятаган» спасло лишь «замораживание» (осенью 2001 г.) конкурса на неопределенный срок в связи с финансово-экономическим кризисом. В результате турецкая армия, судя по всему, получит германские Leopard 2A4 в количестве 350 штук. К тому же почти все турецкие танки - это американские М60 (частотно - М48) и германские Leopard 1. Поэтому танкостроительные компании этих стран были наиболее вероятными победителями. Косвенным подтверждением выбора в пользу уже эксплуатирующейся техники (или техники, являющейся ее дальнейшим развитием) является и решение Турции подписать контракт с Israel Military Industries (IMI) на сумму 688 млн долл. на модернизацию 170 американских ОБТ М60А1 в 2002 г.14 Хотя в некотором смысле украинские попытки закрепиться на турецком рынке достойны восхищения: в 2001 г. завод им. В.А. Малышева также приступил к разработке проекта модернизации М60, но турецкие военные все же предпочли заключить контракт с IMI. Остается только развести руками; стоило лп возлагать надежды на победу, если существующее положение вещей не давало ни одного шанса на успех? Параллельно украинские спецэкспортеры (вместе с производителями) проиграли тендер в Греции, представив на нем тот же «Ятаган» (принимая во внимание не самые теплые отношения между Турцией и Грецией, это вряд ли вызвало восторг в Афинах). Тендер же выиграл Leopard 2GR (в пакете с ранними бывшими в употреблении моделями Leopard 1 и Leopard 2). Что же до малайзийского тендера, то при наличии некоторых предпосылок к победе, украинские экспортеры не смогли заручиться поддержкой украинского политического руководства. Если оставить в стороне некоторые технические нюансы возможности эксплуатации Т-84 в условиях влажного тропического климата, то одним из основных негативных моментов стало игнорирование необходимости наладить дружеские отношения между украинским и малайзийским политическим руководством. Визит президента Украины (тогда еще Леонида Кучмы) в Малайзию то переносился, то откладывался, как и вручение официального приглашения тогдашнему премьер-министру Малайзии Мохатхиру Мохаммаду. В итоге конкурс выиграли польские поставщики с танком РТ-91М Twardy (модификация Т-72), а украинские оказались в тупике: новых танковых тендеров ждать уже не приходилось. Нет особых надежд и на внутренний рынок. Правда, в программе перевооружения Вооруженных сил Украины прописана модернизация 150 единиц Т-64 в вариант «Булат». Однако с учетом национальных особенностей бюджетного финансирования и эти планы могут подвергнуться существенной корректировке.
Заключение Пакистанский танковый контракт давал шансы более-менее безболезненно и эффективно переключить (за счет реструктуризации корпоративной структуры, цивилизованного поэтапного сокращения производственных мощностей и численности персонала, а также переориентации НИОКР) украинское бронетанкостроение на работу в новых условиях. Но этого не случилось. Средства, поступившие от выполнения контракта, направлялись на создание многочисленных «модернизированных», но неудачных образцов. Работы над БТР нового поколения (проект БТР-4) и ЛТБМ («Дозор») были начаты с большим опозданием (только с 2002-2003 гг.) и ведутся довольно вяло. В пользу увеличения внимания к рынку бронированных и колесных машин говорит даже уровень продаж подержанных Б МП и БТР из запасов ВС Украины. За последние пять лет (2000-2004 гг.) их экспортировалось около 70 единиц ежегодно. И если бы ХКБМ начало разработку БТР-4 и «Дозора» в середине 1990-х гг., этот показатель был бы значительно выше. Но тогда победила точка зрения завода им. В.А. Малышева: «пакистанский прорыв» является первым проявлением позитивной тенденции, а не случайным успехом. Все усилия были брошены на танковое направление. В итоге Украина оставила почти без внимания рынок новых образцов легкой бронетехники и боевых автомобилей, потеряв темп и израсходовав потенциальные инвестиции в бесплодных попытках удержаться на рынке собственно ОБТ и тяжелых бронемашин на их базе. Сейчас время безвозвратно ушло: рыночный путь новых БТР и ЛТБМ украинского производства также предсказуем в своей малоперспективности, как в свое время и танка Т-80УД. С учетом этих фактов трудно не признать: бронетанковая промышленность Украины находится в периоде «великой депрессии». Чтобы сохранить производство, как представляется, необходимо волевым порядком ликвидировать лишние предприятия (большую часть РМЗ) и жестко интегрировать ХКБМ с заводом им. В.А. Малышева, при этом ни в коем случае не следует выделять танковое производство серийного завода в отдельный субъект хозяйствования. Такой сценарий, однако, неосуществим без политического решения. Вероятность же его принятия нынешними украинскими властями близка к нулю, тем более что даже столь болезненные меры уже не гарантируют выживания бронетанковой промышленности. Соответственно к нулевой отметке приближаются и перспективы отрасли. |
XXX 09:29 01.04.2006 |
Замечания по некоторым неточностям:
Собственно, с этого момента и начинается история Т-84, так как никакого нового типа основного танка под таким названием никогда не существовало «в металле». Машины, заявляемые в рекламных материалах как Т-84, поставляются на экспорт под обозначением именно Т-80УД.
Это некорректно, так как Т-84 действительно новый танк, который от Т-80УД отличается больше, чем например Т-90 от Т-72.
В результате появились экзотические тяжелые БМП на базе танков Т-84 и Т-72, бронетранспортеры БТР-94 и БТР-3, а также многочисленные программы модернизации. Однако здесь предприятию сопутствовал еще меньший успех.
БТР-94 и БТР-3 отсюда нужно убрать, т.к. Это выполнение конкретных заказов и об успехе или неуспехе предприятия говорить не приходиться.
Основной танк Т-84. Создан в 1994 г. на основе танка Т-80УД. Главным образом отличается от последнего увеличенной массой (48 т вместо 46 т), удлиненным, примерно на 10%, корпусом...
Да не этим отличаются танки, а характеристиками.
175 машин этого типа поставлены в Пакистан (остальные 145 танков по контракту на 320 единиц поставлялись из запасов ВСУ) и четыре - в США (все под обозначением Т-80УД).
Все перепутано с точностью до наоборот. В Пакистан поставлялись Т-80УД, а в США – Т-84 (не в стандартном исполнении).
В 2000 г. харьковское «танковое лобби» все-таки продавило закупку 10 машин Министерством обороны Украины...
что за выражение «продавило»,? Ну стране хоть 10 машин, отличающихся от груды металлолома нужно?
Основной танк Т-84-120 «Оплот» разработан в 2000 г. Представляет собой вариант танка Т-84 со 120-мм пушкой...
Этот танк называется Ятаган. Оплотом был назван при госприемке танк, являющийся поздней модернизацией Т-84. Об этом есть на www.morozov.com.ua
Т-72-120. Экспортный вариант модернизации танка Т-72 с башней и вооружением идентичными Т-84-120 «Оплот» (120-мм пушка стандарта НАТО) и двигателями В-84-6, 6ТД-1 или 6ТД-2 в зависимости от выбора заказчика
Т-72-120 появился раньше Т-84-120 (Ятаган), причем относительно российского двигателя В-84-6 в нем нигде упоминаний не встречалось. Кроме вооружения – это аналог Т-72АГ
После провала БТР-94 основные усилия сконцентрировались на БТР-ЗУ/Е Guardian
Это два не связанных между собой направления. БТР-94 самостоятельная попытка Завода Малышева, БТР-3 и Гардиан – КБ Морозова
Этот бронетранспортер разработан в 2000-2001 гг. международным консорциумом в составе ADCOM Manufacturing (ОАЭ), ХКБМ, казенного предприятия «Научно-технический центр артиллерийско-стрелкового вооружения» (Украина), Deutz (Германия), Allison (США) и некоторые других фирм.
На самом деле разработан Гардиан разработан ХКБМ на деньги ADCOM, а БТР-3У – ХКБМ самостоятельно.
В качестве примера курьеза, наглядно характеризующего взаимоотношения между украинскими предприятиями бронетанковой промышленности, можно назвать параллельное с ХКБМ предложение от ХТЗ ряда вариантов модернизации МТ-ЛБ
На самом деле никакого курьеза нет. Это просто совместная разработка.
Пока сведений о натичии заказов на «Дозор» не поступало. Некоторый интерес к МКТС проявил только президент Экваториальной Гвинеи Тео-доро Нгуема Мбасого.
Понятно, что кто-то не знает о контактах с заказчиками, но непонятна такая осведомленность относительно Экваториальной Гвинеи
часть обозревателей и экспертов называют «Хаммером» по-украински», а часть - «запоздавшим клоном «Кобры»
Чепуха. Эти же «обозреватели» наверно называют Леопард запоздалым клоном Т-72. Зачем так? Это совершенно разные машины со своими достоинствами и недостатками.
Внутренняя конкуренция - традиционное для украинского ВПК явление, и производство бронетехники исключением не является. Даже на примере параллельных предложений новых версий МТ-ЛБ от ХКБМ и от ХТЗ видно полное отсутствие как государственной, так и ведомственной политики в этой сфере.
Все дальнейшее рассуждение построено на утверждении, которое, как было сказано выше, является абсурдным. Кто-кто, а ХТЗ с ХКБМ не конкурировали никогда. Причем в Украине, например, в отличие от многих стран есть ведущая организация, которая отвечает за все разработки бронетехники и курирует их.
Однако решили не оглядываться на практику более благополучных стран, где экспортные поставки техники составляют 20-40% от внутреннего заказа.
Каких? У Франции Леклерков чуть больше, чем у арабов, У России БМП-3 в два раза меньше, чем за границей а Т-90 – на порядок, у Германии Леопардов 2 тоже меньше, и т.д.
От публичного провала в турецком тендере на закупку около 1150 машин (включая лицензионный выпуск) украинский Т-84-120 «Ятаган» спасло лишь «замораживание» (осенью 2001 г.) конкурса на неопределенный срок в связи с финансово-экономическим кризисом.
С чего такая оценка – публичный провал? Может наоборот? Сам факт отсутствия выбора со стороны Турции был вызван тем, что Украина себя прилично проявила, а политически Турция тяготеет к Европе.
В результате турецкая армия, судя по всему, получит германские Leopard 2A4 в количестве 350 штук
и начала новый тендер на создание своего танка.
Косвенным подтверждением выбора в пользу уже эксплуатирующейся техники (или техники, являющейся ее дальнейшим развитием) является и решение Турции подписать контракт с Israel Military Industries (IMI)
Переговоры по этому контракту начались на 3 года раньше, чем остальные
завод им. В.А. Малышева также приступил к разработке проекта модернизации М60, но турецкие военные все же предпочли заключить контракт с IMI.
завод им. В.А. Малышева никогда не разрабатывал танков.
Параллельно украинские спецэкспортеры (вместе с производителями) проиграли тендер в Греции, представив на нем тот же «Ятаган»
В Греции представляли Т-84 от Украины и Т-90 от России |
iXter 07:46 03.04.2006 |
Что-то мне кажется,что автор статьи относиться к украинскому впк с мягко говоря "легкой неприязнью",причем ничем вроди бы необоснованной :) Ну и кроме того,автор проявляет некоторую неосведомленность в отношении мирового танкостроения.Например: "Тяжелая боевая машина пехоты БТМП-84. Разработана в 2001 г. Представляет собой не имеющий аналогов в мире гибрид полноценного основного танка (Т-84) с сохранением его полного вооружения с десантным отделением на пять человек. БТМП-84 предназначена для ведения всех видов боевых действий совместно с танками. Считается, что машина обеспечивает подразделениям мобильность, защищенность и огневую мощь аналогично танковым частям."-Не совсем верно. Израильские танки меркава 1,2,3,4 имеют в кормовой части отсек,позволяющий перевозить одного "лежачего" тяжелораненного,или же 2-3 боеспособных солдат. Или вот: "Косвенным подтверждением выбора в пользу уже эксплуатирующейся техники (или техники, являющейся ее дальнейшим развитием) является и решение Турции подписать контракт с Israel Military Industries (IMI) на сумму 688 млн долл. на модернизацию 170 американских ОБТ М60А1 в 2002 г. Хотя в некотором смысле украинские попытки закрепиться на турецком рынке достойны восхищения: в 2001 г. завод им. В.А. Малышева также приступил к разработке проекта модернизации М60, но турецкие военные все же предпочли заключить контракт с IMI." Трудно себе представить украинцев,пытающихся модернизировать старый американский танк,да еще и при конкуренции со стороны израильтян,у которых опыта в модернизированнии именно м-60 больше,чем у самих американцев.Насколько я знаю,только в Израиле умудрились так замодернизировать м-60,что он способен соперничать с современными образцами ОБТ многих государств мира. Идем далее: "Предположительно, дело было в очередной ошибке разработчиков, на сей раз тактико-технической: размещение легкобронированной (15-17 мм) башни ЗСУ-23-4 на защищенном 230-мм противо-снарядиой броней тяжелом корпусе Т-80УД было явно абсурдным решением." Я думаю,автор статьи знает,что множество зенитных комплексов сконфигурированно на базе танков("гепард" например),и это вполне нормальная практика. Да и относительно бтр на базе танков-идея не настолько плоха,как хотят показать в этой статье.По крайней мере у одной страны есть успешный опыт переделки еще более старых т-55,центурионов,и меркавы в тяжелые бтр.Причем сложности с производством появились как ни странно только у меркавы- дорогой очень бтр получился :)А что до боевых характеристик, то с ними у этих бтр сплошное благолепие :) Никаким другим бтрбмп никогда не достигнуть подобной защиты экипажа и десанта.Так что работать в этом направлении имхо стоит... Не зря же, та же Россия возится с подобными наработками,не говоря уже о разных там Иорданиях... Имхо чего не хватает всем этим проектам,так это необитаемого модуля вооружения,по типу того же израильского....
|
Ihor 11:29 03.04.2006 |
Но в статье есть как минимум одна здравая мысль - невозможно успешно продавать заграницу системы вооружений, если своя армия их не закупает и не эксплуатирует. |
Ihor 11:38 03.04.2006 |
Имхо чего не хватает всем этим проектам,так это необитаемого модуля вооружения,по типу того же израильского....
Для вооружения БМП боевой модуль должен иметь минимум 30 мм пушку. Стабилизированную, с качественным СУО. Пока такого еще никто не сделал, я по крайней мере встречал максимум до 12,7 мм. |
Андрей 01:18 06.04.2006 |
Пока такого еще никто не сделал, я по крайней мере встречал максимум до 12,7 мм
А модули Ингул, Тайфун, Шквал, Гром ? |
Андрей 01:20 06.04.2006 |
Примерно одинаково они отличаются. Как раз УД-шка с сварной башней по сути и есть "Оплот".
Ну не стоит так "на порядок" в России 200 в Индии 300... |
Ihor 12:54 06.04.2006 |
А модули Ингул, Тайфун, Шквал, Гром ?
речь шла о необитаемых модулях Примерно одинаково они отличаются. Как раз УД-шка с сварной башней по сути и есть "Оплот".
Ве-таки нет. Это было более-менее справедливо для первых образцов Т-84. Сейчас это другой танк. А насчет отличия - вс-таки Т-90 от Т-72 дальше ушел. |
Андрей 17:11 06.04.2006 |
Так из перечисленного обитаемый только "Тайфун". Ингул вообще может управляться из любой точки бронемашины. Что такого нового в последних образцах Т-84 чего нет на последних образцах Т-90? Оба танка - эволюционное развитие клссической отечественной компановки и по техническому уровню в общем равны. |
Ihor 20:50 06.04.2006 |
Что такого нового в последних образцах Т-84 чего нет на последних образцах Т-90? Оба танка - эволюционное развитие клссической отечественной компановки и по техническому уровню в общем равны.
Да, с этим я согласен. Я возражал против того, что Оплот - это Т-80УД со сварной башней. Они хоть и имеют классическую компоновку, но сильно отличаются по конструкции. |